Главная Участники География Литература Архивы Новости Ссылки  

 

ВО ИМЯ ПЕТРА И ПАВЛА

Людмила СТЕПАНОВА, научный сотрудник музея истории ЮУЖД.

ПРИЗЫВ 12 октября 2007 года №41(9143)
ИСТОРИЯ 2007
170 ЛЕТ ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ РОССИИ


Вокзал ст. Петропавловск сразу был построен кирпичным.


Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге за 1900 год так повествует об этой станции.

"Петропавловск. Станция III класса. Буфет, 490 верст от Челябинска. Расположена в 2-х верстах от уездного города Петропавловска Акмолинской области.

Город Петропавловск. Лежит на правом берегу реки Ишим (19637 жителей об. пола: 10180 мужчин, 9457 женщин), (54°3 сев. шир., 38°47 вост. долг.)".

В 1752 году на высоком берегу реки Ишим было построено укрепление во имя Св. Петра и Павла. Оно предназначалось для проведения новой, более южной пограничной, укрепленной линии между сибирской территорией и землями, еще занятыми киргиэ-кайсацкими ордами.

"По счастливому положению на месте соединения караванных торговых степных путей и удобных скотопрогонных трактов предместье укрепления "Св. Петра и Павла" сделалось местом оживленного торга русских промышленных людей. Торговали не только с кочевыми среднеазиатскими народностями, в особенности с бухарцами, ташкентцами, но и с Китаем, форпосты которого выдвигались в то время далеко в глубь территории нынешнего Степного Края и доходили до Кокчетава, отстоящего всего в 170 верстах к югу от "Горькой" линии"

При укреплении близлежащей станции Пресногорьковская устроен был особый "меновой двор", в котором производилась меновая торговля русских с "азиатцами" не только товарами, скотом, но и людьми, так как киргиз-кайсакам с разрешения русского правительства, законом 1756 года, дозволялось продавать и выменивать на товары "калмык" и других военнопленных. Спустя почти 70 лет Указом 8 октября 1825 года торговля пленниками была воспрещена. А городом предместье стало в 1807 году, и Петропавловск по административному делению вошел в состав Тобольской губернии.

Читаем дальше Путеводитель. "Из общего числа его населения 35 процентов составляют магометане, т.е. татары, бухарцы, ташкентцы, частью киргизы, преимущественно занимающиеся торговлею продуктами скотоводства. Домов в городе 2972, из них каменных более 260 Церквей каменных православных 5, еврейская деревянная синагога и 6 каменных магометанских мечетей, отличающихся красивой архитектурой своих стройных минаретов Училище мужское 5-классное, женская 4-классная прогимназия, 2 церковно-приходских школы, приходское женское училище, 2 станичных школы, 6 татарских школ (медресе) при мечетях. Городская больница. Общественное собрание. Отделение государственного банка. Общественный городской банк. Две гостиницы с номерами от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. Городских доходов до 60 тыс. рублей в год. Ярмарок две: Петровская, с 25 июня по 25 июля, и Игнатьевская Небольшой каменный театр".

Здесь я позволю усомниться в характеристике театра. Может быть, по столичным меркам он и казался небольшим, но здание было довольно внушительным. Оно, кстати, сохранилось до сих пор. Если вспомнить город Челябинск рубежа XIX - XX вв., то театра в нем не было. Существовали любительские труппы при железнодорожном клубе и впоследствии в Народном доме. Но отдельного здания для театра построено не было. Значит, по части культуры Петропавловск в чем-то опередил Челябинск.

18 июля 1891 года город Петропавловск был осчастливлен посещением Его Императорского Величества. В бытность наследником престола при возвращении с Дальнего Востока августейший путешественник на лошадях совершил переезд от города Омска до Петропавловска по территории Сибирского казачьего войска Цесаревич воспользовался транспортом гужевым, потому что железная дорога на тот момент строилась близ Челябинска. В Петропавловск первый поезд придет в 1894 году.

Любопытны сведения о количестве сырья, вывезенного в 1897 году со ст. Петропавловск. "Только свежего мяса крупного рогатого скота, баранины было отправлено свыше 655 тысяч пудов, прибавим к этому невыделанные кожи овчины, верблюдов и конские Отправлялись грузы в С- Петербургскую, Московскую. Казанскую, Тульскую и др. губернии. В города Саратов, Астрахань, Ригу"". Большинство мест назначения служит как бы этапом в пути следования товара, на самом деле значительное количество продуктов степного скотоводства идет в порты Либаву и Ревель (совр- Лиепая в Латвии и Таллин). Оттуда овчины направляются в Вену, козлина - в Париж и Бостон в США, Одесса служит пересортировкой многих продуктов в Турцию.

Количество ежегодно отправляемых грузов с железнодорожной станции достигает в 1898 году свыше3 млн. пудов. Причем первенствующее место принадлежит продуктам скотоводства. Хлебных грузов с этой станции отправлено было прямым сообщением 1 232 247 пудов.

Минуло несколько лет. Позади русско-японская война и три революции. Теперь повествование коснется не только города, названного в честь святых Петра и Павла, но и собственно града-Петрова. В стране - разруха. Весной 1918 года в Петрограде раньше обычного закончились занятия в школах и гимназиях. Нужно было срочно вывозить страдающих от голода детей в более благополучные в продовольственном отношении районы. Две группы юных граждан направили на Урал и в Сибирь. Первую группу - в Миасс Оренбургской губернии, вторую - в Петропавловск Акмолинской губернии. Они должны были за лето как следует отдохнуть, их группы назывались - детские питательные колонии Петроградского союза городов. Союз городов - это благотворительная организация, которую создали в начале Первой мировой войны в городе на Неве, и ее филиалы были по всей России.


Старшие колонисты в Петропавловске.

Первая группа детей, выехав 18 мая, благополучно достигла Миассз, вторая была под Камышловым остановлена: из-за мятежа чехословацкого корпуса и начавшейся Гражданской войны эти дети поехали в курортное местечко Курьи близ нынешнего Сухого Лога Свердловской области.

Все лето обе питательные колонии отдыхали, ходили в походы, собирали гербарии. Но к концу августа обстановка на фронте не способствовала безопасному отдыху юных петроградцев, к тому же заканчивались деньги, продукты, нужна была уже более теплая одежда. Из-за нестабильности на фронтах не было возможности вернуть детей родителям.

Коллектив раздробили на мелкие группы и отправили подальше от боев. Из Курьи детей расселили в Шадринск, Курган, Тюмень, Тобольск, Омск, Томск. А другую-миасскую-группу, определили в Тургояк,, Кисегач, Уйское, Караси, Троицк и в Петропавловск. Везде, где были школы, дети учились. В Петропавловске в реальном (Романовском) училище обучались мальчики, девочки - в гимназии.

Для жилья мальчикам предоставили 2-этажное здание бывшего Коровинского приюта, девочки жили в основном в помещении гимназии. Юные барышни, имея некоторые способности и чтобы не сидеть после уроков без дела, пели в церковном хоре, у них оказались прекрасные голоса. А часть девочек даже попробовала себя в качестве актрис на профессиональной сцене местного театра. Старшие юноши, за которыми особо не присматривали, в основном бездельничали - таких интересных уголков, как в Миассе, не было. Ведь Петропавловск - это город в степи, без живописных гор и лесов Урала.

Как-то трое юношей прочитали в местной газете, что в Сибирскую флотилию для прохождения службы во Владивостоке набираются молодые люди от 18 лет. А кто из мальчишек не мечтает о морской красивой форме, дальних странах? Так вот именно в Петропавловске юные петроградцы решили круто изменить свою жизнь, подготовили документы, и двое из них были зачислены курсантами и отправлены в группе других мальчиков во Владивосток.


Вывшая минская гимназия Петропавловска.

Три месяца юноши Заводчиков и Михайлов учились в радиошкопе, успели сходить на кораблях в недалекие плавания. А через полгода после расставания с Петропавловском встретили всех бывших одноклассников во Владивостоке. Благодаря энергичным действиям со стороны Американского. Красного Креста все дети были вывезены на Дальний Восток. Год они там жили и учились.

Из-за продолжающихся боев выехать по Транссибу не было возможности. Тогда американский Красный Крест вывез 900 детей на японском сухогрузе через океан в Соединенные Штаты. А затем через Панаму, Францию и Финляндию они были возвращены в Петроград. "Кругосветка" длилась 2,5 года. Обо всем этом написана книга "Над нами Красный Крест", ее автор О.И.Молкина.

Так станция Петропавловск в числе других станций нашей Южно-Уральской железной дороги навсегда вошла в биографию юных граждан Петрограда.

В настоящее время на ст. Петропавловск стабильно растут объемы работ. Вагонооборот вырос на 13% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В сутки станция пропускает до 157 транзитных поездов. Отправление поездов своего формирования за текущий период 2007 года на 31 % превышает объемы отправления поездов в 2006 году.

На 25% увеличены по сравнению с прошлым годом объемы роспуска вагонов. В 2006 году проведена частичная расконсервация 2-го пучка сортировочного парка, установлены замедлители на 8 и 9 путях сортировочного парка.

В 2008 году планируется завершить работы по установке замедлителей на 10-13 путях, продолжить реконструкцию сортировочного парка, модернизацию поста ЭЦ-1. Объемы погрузки наливных грузов в 2006 году в 5 раз превысили объемы погрузки 2000 года (в тоннах). В этой связи запланировано восстановление Восточного парка станции.

На станции трудятся 565 человек Для стабильной работы усовершенствована система получения современных знаний, применяются обучающие программы. Пересмотрено положение о премировании для повышения мотивации труда. Открыт оздоровительный комплекс.

Е-mail:  info@colonia.spb.ru  

Copyright © 2006-2008 www.colonia.spb.ru