Главная Участники География Литература Архивы Новости Ссылки  

 

С любезного согласия автора, О.Б. Стратиевского размещаем на нашем сайте главу из книги

Остров Русский . Страницы истории.

ДЕТИ ПЕТРОГРАДА

Волею судеб 19 августа 1919 г. во Владивосток прибыл первый эшелон 2-й Детской Колонии Всероссийского Союза Городов из Петрограда. Руководство Американского Красного Креста, в чьё ведение колония перешла с декабря 1918 г., не позаботилось заранее о подготовке места для приёма детей. А у города, забитого войсками, беженцами и прочим людом не было возможности компактно разместить Петроградских детей в сносных условиях. И их временно расселили в разных местах - мальчиков на 2-ю Речку, девочек на 6-й форт. Это было пристанище, не предполагавшее даже сносного существования, так как жить пришлось в перенаселённых бараках совместно с беженцами. Теснота, мрак и грязь встретили их на краю земли. Дело дошло до того, что мальчишки не выдержали такой обстановки и устроили себе в стороне от бараков палатки ( Владивостокская городская Управа // ГАПК. Ф. 28. Оп. 5. Д. 12. Ч. 2. Л. 856.). И только 28 августа первые колонисты начали прибывать на Русский остров, которому суждено было на долгие одиннадцать месяцев стать их вторым домом.

О.Б. Стратиевский. Остров Русский . Страницы истории. ДЕТИ ПЕТРОГРАДА.


Каким образом Петроградские дети оказались на краю земли? Зима 1917-1918 гг. для Петрограда, колыбели пролетарской революции, была неимоверно тяжёлой. Огромный город испытывал колоссальную нехватку хлеба. Чтобы избежать катастрофы, большевики предприняли титанические усилия, вылившиеся в печально известную продразвёрстку, благодаря которой, однако, самого ужасного удалось избежать. А уже в мае 1918 г. Народный Комиссариат Просвещения вывез на лето в хлебородные губернии - на Украину, в Поволжье, на Урал - более 11 тыс. детей, ставя своей задачей подкормить их и поправить здоровье. Этим вопросом занималось руководство правительства и лично В.И. Ленин, ЯМ. Свердлов и А.В. Луначарский. На первом этапе задачу удалось решить: детей организованно вывезли, разместили и обеспечили им полноценный отдых. Но к осени не всех смогли вернуть домой родителям. Часть детей, находившаяся на Урале, спасаясь от начавшейся гражданской войны, а затем и голода, холода, всё дальше откатывалась в Западную Сибирь. Здесь их взял под свою опеку (при содействии ЯМ. Свердлова и непосредственном участии представителя Международного Красного Креста шведского пастора Сарве) Американский Красный Крест. Маленькие граждане России получили необходимую помощь зимними вещами, продовольствием и медикаментами. Требовалась немедленная эвакуация. Поскольку возвращение в Петроград через линию фронта было невозможно, детей решено было везти на восток(Куперман В. Ковчег детей, или невероятная Одиссея. Владивосток : Рубеж, 2011. С. 122.).

Остров Русский . Страницы истории. ДЕТИ ПЕТРОГРАДА.


Прибыв во Владивосток двумя эшелонами, общая группа детской колонии в 680 человек была разделена на две части: 543 из них расположились на о-ве Русский, на базе Поспеловского городка, где в это время был развёрнут госпиталь Американского Красного Креста, а 133 - дети старшей возрастной группы, - в казармах и флигелях Военного ведомства на 2-й Речке. С оставленными в городе детьми было сложнее. Так, 75 девочек добирались на занятия в 1 -ю женскую гимназию (коричневую) в вечерние 6-7-8 классы; 11 мальчишек обучалось в мужской гимназии, около 32-х ребят - в городском среднем учебном заведении. Из 15 человек была образована отдельная группа при колонии на 2-й Речке, в которой обучались по программе 6-го и 7-го классов реального училища. Эта группа весной уже держала соответствующие экзамены при Никольск-Уссурийском реальном училище в качестве экстернов. Город выделял на обучение «чужих» для него детей колоссальные деньги. Только на вечерние классы гимназисток было выделено 330 тысяч рублей. Для сравнения, по нормам Министерством образования 1-я гимназия получала 22 тыс. рублей ассигнований (В школьном мире // Голос Родины. 1919. 15 дек. С. 3.).

Остров Русский . Страницы истории. ДЕТИ ПЕТРОГРАДА.


9 октября 1919 года на м. Поспелова состоялось заседание инициативной группы учителей и руководителей детской колонии Американского Красного Креста (АКК) совместно с представителем Владивостокского городского комитета по народному образованию. На нём был решён вопрос об открытии (легализации) школы: - начальная школа в составе отделений: 1; 2 а; 2 б; 3 а; 3 б; - городское Высшее начальное училище в составе классов: 1 а; 1 б; 2 а; 2 б; 2 в; 3 а; 3 б; 3 в; 4 а; 4 б; - группа гимназисток 5-го класса; - группа гимназистов и реалистов 4-го класса (выпускники и выпускницы 4-классного среднего училища); - группа гимназисток 4-го класса .

Остров Русский . Страницы истории. ДЕТИ ПЕТРОГРАДА.


В параллельных классах были подобраны боле однородные по уровню подготовки группы и введён курс американского, немецкого и французского языков. Таким образом, ставилась задача, чтобы дети по возвращении на Родину могли продолжить обучение в учебных заведениях с общепризнанными типовыми программами.

На заседании был принят проект физического воспитания детей; одобрено отношение Владивостокского Епархиального Совета о приглашении на Русский остров священника для удовлетворения потребностей православных детей (на Закон Божий отводилось 27 уроков) была избрана, заведующая школой. Ею стала Евгения Андреевна Мазун. Заведующим учебной частью назначался представитель АКК господин П.И. де-Жорж (ГАПК. Ф. 28. Оп. 4. Д. 79. Л. 3-6. ГАПК. Ф. 28. Оп. 4. Д. 123. Л. 11. ГАПК. Ф. 8. Оп. 4. Д. 123. Л. 1.). Школа переходила под патронаж городского комитета по народному образованию. На её содержание было выделено 370 тыс. рублей из городской казны, организована группа в составе 4 человек (Дукельский, Мильман, Луценко, Докукин) для сбора добровольных пожертвований. Американский Красный Крест (АКК) принял на себя расходы по оплате труда 27-ми преподавателей и воспитателей ( ГАПК. Ф. 159. Оп. 1. Д. 1. Л. 70.). Об уровне преподавания только в 4-классном Высшем Начальном Училище многое может рассказать квалификация учителей, принятых на работу после сложного отбора: С.В. Боброва - рисование - окончила Училище П.Ф. Лесгафта, Институт истории искусств; Ф.В. Гурский - рисование - Академию художеств в Венеции; Н.А. Корнхайзер - английский язык - юридический факультет Будапештского университета; С.В. Котовский - естествознание - Петроградский лесной институт (потомственный дворянин); И.П. Афанасьева - физика - Высшие женские курсы, Петроградский университет; В.И. Тотубалина - математика - Петроградский университет.

Справедливо было бы назвать и ту часть учителей, которая стала нам известна в ходе исследования: П.Ф. Смольникова, Е.А. Мазун, Л.Н. Соколова, О.А. Соколова, М.М. Горбачёва, К.М. Боченина, О.А. Кондратьева, Л.И. Евдокимова, A.M. Булдырева, З.М. Гурская, А.И. Плотников, И.П. Антипов, Е.А. Базетат, протоирей Александр Прошин (Списки учителей, сведения об учащихся // ГАПК. Ф. 8. Оп. 4. Д. 123. Л. 11.).

Остров Русский . Страницы истории. ДЕТИ ПЕТРОГРАДА.


Руководство АКК, директор колонии Райли Аллен и его помощник Бёрл Бремхолл, заведующий доктор Култер, городской и краевой комитеты по народному образованию делали всё возможное и невозможное для того, чтобы в эти тяжёлые годы российского безвременья дети, оторванные от родных и близких, жили полнокровной жизнью. Всё было предусмотрено: приобретение профессий и досуг, быт и спортивные занятия. У колонистов был свой духовой оркестр. Благо - в военном городке бывшего 35-го Сибирского стрелкового полка места для любого рода деятельности хватало.

Остров Русский . Страницы истории. ДЕТИ ПЕТРОГРАДА.


Дети помещались в хороших условиях, прекрасно было организовано питание. Персонал воспитателей прилагал все старания, заботясь о здоровье, воспитании и нравственности питомцев. Юные петроградцы потом вспоминали, что месяцы, проведённые на Русском острове, были самыми счастливыми во время их столь затянувшегося путешествия.

С началом учебных занятий дети имели возможность обучаться дополнительно шитью, вязанию, сапожному, столярному, переплётному делу. В бараках для шитья были отведены комнаты, оборудованные столами, швейными машинками, утюгами и т.п., где

Остров Русский . Страницы истории. ДЕТИ ПЕТРОГРАДА.


была возможность не только отремонтировать старую, но даже сшить новую одежду. Штатные швеи, сапожник, столяр и др. кроме прямых обязанностей обучали ребят азам своего ремесла. Каждое утро начиналось массовой зарядкой. В плохую погоду - в помещении, когда было потеплее - на площадке перед казармами. По субботам были танцы. Всё делали сами: мыли полы, убирали и даже стирали бельё - уборщиц и нянечек не было.

Посильную помощь оказывали жители города вещами, пишущими принадлежностями и пр. Торговые дома П.В. Бондарева, Глушко и Чернего, Чурин и К° предоставили 480 пар обуви различных размеров. Присяжный поверенный Н.П. Дукель-ский оплатил первые месяцы обучения девочек в вечерних классах женской гимназии. Городская библиотека выдала книги для чтения и учебники.

По инициативе Петроградской детской колонии, имевшей в своих рядах 317 скаутов, воскресным днём 9 мая 1920 г. был устроен праздник, на который в гости собрались международные скауты Владивостока: корейцы, евреи, поляки, ребята из Харбина, а также масса приглашённых гостей. На открытой площадке, вблизи русского госпиталя, состоялся торжественный парад.

Остров Русский . Страницы истории. ДЕТИ ПЕТРОГРАДА.


Было произнесено много речей, на которых звучали призывы к объединению скаутов всего мира, а дети говорили о мире и дружбе между народами. Газеты писали: «Особенно заслуживает внимания речь представителя польских скаутов, в которой оратор, призывая к скорейшему завершению войны между Польшей и Россией, заверял, что Польша, сумев освободить от рабства свой народ, сумеет, наконец, предоставить ему возможность мирного и братского сожительства с русским народом» (Дальневосточное обозрение. 1920. 11 мая. № 320. С. 3.). Парад закончился церемониальным маршем отдельных скаутских дружин под звуки духового оркестра коммерческого училища.

Опека Американского Красного Креста над российскими детьми была предметом спекуляций и домыслов со стороны доброхотов. В советской печати от случая к случаю появлялись публикации о жестоком обращении с маленькими петроградцами, о плохом уходе и питании. 18 мая 1920 г. остров Русский посетил уполномоченный советского правительства В.Д. Виленский-Сибиряков. За четыре часа пребывания на м. Поспелова, ему удалось лично пообщаться с ребятами, осмотреть жилые помещения, школу и больницу. Дети тепло встретили гостя, устроили игры и соревнования.

Остров Русский . Страницы истории. ДЕТИ ПЕТРОГРАДА.


Жалоб с их стороны услышано не было, но все они говорили о том, что с нетерпением ждут отъезда домой, желая скорее попасть к родителям. Виленский пообещал ещё до отъезда детей оповестить об этом родителей(Поездка В.Д. Виленского на Русский остров // Дальневосточное обозрение. 1920. 22 мая.). Шёл уже третий год, как дети покинули Финляндский вокзал родного города. Прорабатывался вариант возвращения по железной дороге, даже был готов состав классных вагонов. Но Транссибирская магистраль к тому времени стала ареной ожесточённых боёв. Оставался единственный выход - морской путь. Военный департамент США отказался предоставить суда, к тому же часть из них занималась переброской пленных чехословаков из Владивостока в Триест. Частные фирмы пугало уже одно слово - Петроград. Поэтому руководству Американского Красного Креста пришлось согласиться с предложением японской компании «Кацуда» переоборудовать для перевозки детей грузовое судно (330. С. 3. Куперман В. Ковчег детей, или невероятная Одиссея. Владивосток : Рубеж, 2011. С. 123.).

К отъезду готовились основательно: определяли численный состав педагогического и обслуживающего персонала. Предполагалось взять на борт 85 человек взрослых; 78 человек бывших военнопленных планировались для бытовых работ, для них же это была возможность добраться домой. 11 июня на м. Поспелова состоялось одно из последних заседаний Педагогического Совета училищ детской колонии. На нём обсуждался всего один вопрос: «Об использовании поездки детей в Петроград, как образовательной экскурсии». «Во время эвакуации, как путешествия неожиданного, неподготовленного, когда проехали колонией Россию, Урал, всю Сибирь, оказалось, что оно не дало таких результатов, какие могло дать, так как с детьми не было опытного учителя естествознания, - констатировали педагоги. - Теперь предстоит длительное морское путешествие в Петроград - явление исключительное. Надо пригласить руководителя экскурсии и других занятий по изучению явлений природы. Тогда наша поездка принесёт детям осязаемый результат, даст им конкретное знакомство с природой, столь необходимое для всякого обучения» (Списки учителей, сведения об учащихся // ГАПК. Ф. 8. Оп. 4. Д. 123. Л. 43.). Так, после согласования с руководством АКК, в поездку отправился любимый всеми детьми учитель естествознания и географии Алексей Иванович Плотников - выпускник МГУ.

Остров Русский . Страницы истории. ДЕТИ ПЕТРОГРАДА.


9 июля 1920 г. пароход «Йомей-мару» («Йомей-Мару» - грузовой пароход старой конструкции. От 60 саженей до 415 футов в длину и от 8 саженей до 55 футов в ширину. Способен был развить скорость до 8 узлов.) под командой капитана Каяхара, зафрахтованный Сибирским комиссионным отделом Американского Красного Креста, вошёл в бухту Золотой Рог. А уже 13 июля, под двумя флагами - японским и американским - взял курс в открытое море. Никто на судне не имел опыта предстоящей экспедиции - через два океана и десяток морей. Да его не имело и всё человечество за свою тысячелетнюю историю. Уже много позже эту уникальную операцию назовут «удивительной сагой» о Петроградских детях (Куперман В. Ковчег детей, или невероятная Одиссея. Владивосток : Рубеж, 2011. С. 124.).

Остров Русский . Страницы истории. ДЕТИ ПЕТРОГРАДА.


Более двух лет назад дети прощались с родным городом на Неве, а теперь - с родным берегом на Тихом океане. Мальчики стояли у фальшборта, стараясь ничего не пропустить. Когда «Йомей-мару» поравнялся с Русским островом, двенадцатилетний Петя Александров закричал «ура». Сотни детей поддержали его. Девочки стали хлопать в ладоши. Так они приветствовали и прощались с маленьким клочком земли, где прожили почти год. Прощались с островом, который уже названием своим был для них символом Родины.

780 детей, самому младшему из которых было 3 года, начали беспримерный в истории человечества 3-месячный переход морским путём вокруг земного шара - из Владивостока до Койвисто (Приморска) - длиною в 14 600 миль. На всём пути следования, в местах стоянок - Мурорана (Хоккайдо) - Форт-Скотт (Сан-Франциско) - Панамский канал - Форт Водсворт (Нью-Йорк) - Брест (Франция) - их встречали как посланников мира. В Стране восходящего солнца японские школьники встречали русских детей с цветами, дарили им подарки и пели песни - это происходило в то время, когда на Дальнем Востоке начался новый виток кровопролития между Японией и Россией! Ими восхищались, их жалели, дарили подарки, подкармливали, проводили экскурсии, встречи, совместные концерты, оберегали от неприятностей... Весть о пароходе с детьми задолго опережала само его появление. Так, при переходе Панамского канала его администрация поднесла детям пятьдесят галлонов мороженого (1 галлон = 5,546 литра), а также множество плодов манго, ананасов, бананов. 4 сентября для них был дан концерт в Медисон Сквер Гарден. После выхода из французского Бреста их ещё долго сопровождали лоцманы, сменяя друг друга и оберегая детей, как самый ценный груз, от возможной встречи с минами, которыми так кишел пролив Па-де-Кале.

В 500 тыс. долларов обошёлся Американскому Красному Кресту этот рейс. Но не деньгами исчислялось человеколюбие. «Иомей-мару» прибыл в Койвисто 8 октября. Но только в феврале 1921 г. Райли Аллен посчитал свою миссию выполненной. В конце месяца он передал из рук в руки родителям последних детишек. Для России были сохранены 777 человеческих жизней. Из них впоследствии выросли изобретатели, врачи, музыканты, учителя - и просто хорошие люди. Наиболее известными стали: Леонид Якобсон - советский хореограф, лауреат Государственной премии; композитор В.В. Запольский; доктор сельскохозяйственных наук, профессор Н.Р. Иванов - талантливый селекционер, один из лучших учеников академика Вавилова.

За время этого непростого перехода из Владивостока на Балтику не обошлось без потерь. Умерла от укуса ядовитой мухи цеце 10- тилетняя Леночка Александрова; скончв-лась от осложнения воспалительного процесса уха учительница Мария Матвеевна Горбачёва; в результате несчастного случая при посещении форта Уодсворт (США) был убит 15-летний Павел Николаев...

В 80-х годах XX столетия всемирно известные кинорежиссёры Стенли Крамер и Георгий Чухрай готовились снять совместный советско-американский фильм о Петроградских колонистах. Только из-за болезни Г. Чухрая фильм не состоялся. Позже тбилисские кинематографисты Лео и Михаил Бакрадзе выпустили на Грузинской студии научно-популярных и документальных фильмов «Мематианэ» картину-реквием «Миссия»( Куперман В. Ковчег детей, или невероятная Одиссея. Владивосток : Рубеж, 2011. С. 130.).

Справка. О трудностях, подстерегавших детей-беженцев, говорит тот факт, что только в колонии на м. Поспелова, где действовали два медицинских учреждения (госпиталь Американского Красного Креста и крепостной № 3 временный госпиталь) четверых девочек не смогли спасти. В октябре 1919 г. от катара кишечника умерла Антонина Макаревич и от дизентерии - 7-летняя Мария Турбина. В декабре от порыва в лёгких -12-летняя Анастасия Альбрехт, а в феврале 1920 г. от дифтерита - 9-летняя Верочка Матвеева. Все воспитанницы похоронены на гарнизонном кладбище острова Русский, на м. Поспелова.

Е-mail:  info@colonia.spb.ru  

Copyright © 2007-2013 www.colonia.spb.ru